пред. стр. главная след. стр.

Ключи от дома Дина

В 1965 году аргентинское телевидение каждую субботу по вечерам ровно в 9 часов транслирует шоу Дина Рида. Аргентинцы очень любят такие передачи. Какой-нибудь любимый всеми певец поет свои новые песни, высказывается по актуальным вопросам, представляет телезрителям разных людей и беседует с ними. Это одна из тех передач, успех которой строится на популярности того или иного человека. Такого человека в Соединенных Штатах назвали бы "энтетейнер", то есть шоумен. Как развлекать и о чем говорить полностью зависит от Дина. В этой передаче он не только певец, но и конферансье, ведущий и если хотите журналист.

Однажды Дин представил человека, с которым недавно познакомился в Европе. Он принес с собой короткий сюжет в форме интервью и эта передача произвела фурор в Аргентине. Валентина Терешкова - героиня сюжета, гражданка Советского Союза, первая женщина, которой посчастливилось увидеть Землю из иллюминатора космического корабля.

Зрители восхищены. Они не так представляли себе коммунистку. В этой стране долгое время формировали представление о гражданах Советского Союза как о "красных дьяволах", которым не стоит переходить дорогу! И вдруг с экранов телевизоров на них смотрит симпатичная, очаровательная русская женщина, совсем не похожая на тот образ, который создавала враждебная, антисоветская пропаганда, навязанная людьми ответственными за формирование общественного мнения. Эта женщина отважилась на то, что до нее еще никто не делал и не мог сделать.

В Аргентине после длительного диктаторского режима на пост президента был избран гражданский реформатор Артуро Иллиа, пытавшийся взять курс на демократическую политику. Этот человек заключил контракты с крупными транснациональными корпорациями США, которые вскоре поработили всю страну, отменил запрет на формирование коммунистической партии, стремился урегулировать отношения с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Реакционное движение из-за внутренних разногласий не могло препятствовать проводимой политике. И все же, показывать "красных" по телевидению - это уж слишком! Дело пахнет коммунистической пропагандой и этому нужно положить конец.

На следующий день к Дину Риду пришли сотрудники из отдела полиции, занимающегося политическими вопросами и вежливо, но совершенно определенно потребовали следовать за ними.

В отделе тайной полиции, над дверями которого висела табличка с надписью "советский", его подвергли настойчивому допросу. Вопросы просто оскорбительны: "Москва заплатила Вам за эту передачу?", "Сколько Вы за это получили?".

Дин отчаянно протестует против этих грубых обвинений. Чиновники вынуждены уступить, положение в стране не позволяет им преследовать Дина Рида. Сейчас не время для гонений на коммунистов. Однако, политически непримиримые противники ведут закулисную борьбу с целью выдворить Дина из страны.

Его дом в Буэнос-Айресе расположен примерно в часе езды от центра города. Он находится в пригороде, по вечерам здесь очень немноголюдно, частные дома расположены довольно далеко друг от друга, их обитатели мало общаются между собой. Однажды вечером, когда Дин возвращался домой со съемок на телевидении, внезапный хлопок разорвал тишину, стреляли из ружья. Все стекла в доме разлетелись вдребезги. Дин вынужден войти в помещение, где находился телефон, и позвонить в полицию. Он решил, что это обычное ограбление. В этом пригороде живет довольно много очень богатых людей. Странно, что полицейский холодно отнесся к сообщению, без особого интереса задал целую кучу глупых вопросов. Снова прогремели выстрелы и, когда шум разбудил соседей, невидимый стрелок уже исчез как приведение. О происшествии напоминали лишь пустые рамы, пулевое отверстие в стене, да хруст стекла под ногами. Дин лег спать, он не из пугливых.

На следующее утро, когда Дин уже выходил из дома, к нему подошел вооруженный полицейский. Он приехал не на машине с включенными синими мигалками и воющими сиренами, а очень скромно на велосипеде. Усталый и вспотевший от долгой езды полицейский предложил ответить на вопросы для заполнения протокола, но Дин отказался. У него сегодня слишком много работы, тем более, что он уже забыл о ночном происшествии.

Когда вечером возвращался домой, он увидел четырех вооруженных странно одетых людей, расположившихся возле его дома. Однако ничего страшного не произошло. Молодые люди оказались членами организации левого толка. Они объяснили, что пришли сюда защищать Дина, так как вечернее происшествие не было обычным ограблением, здесь сработал наемный киллер.

"Вспомните свое последнее шоу, - сказал один из них, - может быть тогда поймете, зачем его сюда послали". Когда Дин ставил в гараж свою машину, он понял, что молодые люди были совершенно правы. На гаражных дверях кто-то красной краской нарисовал перекрещенные серп и молот. В течение двух месяцев все четверо каждый вечер занимали свой сторожевой пост возле дома. Пару раз звучали выстрелы. Дин и его жена Патрисия вооружились пистолетами. Его дом превратился в настоящую крепость. Покушения прекратились только тогда, когда дело получило широкую огласку в реакционной прессе.

Дин не позволил заставить себя замолчать таким простым способом. Кроме того, у аргентинского правительства свои заботы. В армейских казармах происходят невероятные вещи. Генералы, занимающие высокие посты собираются для обсуждения секретных вопросов.

Запечатанные приказы кочуют по сейфам командующих войсками. Аргентинских реакционеров и поддерживающих их олигархов из Вашингтона больше не устраивает правительство президента Иллиа. Новый путч был неизбежен. Через год в конце июня 1966 года Артуро Иллиа свергнут, власть перешла в руки известного генерала Онганиа.

Вот тогда-то реакционеры и вспомнили о существовании неугодного певца и актера и, согласовав этот вопрос с дипломатами Вашингтона, выслали его из страны.

То что я тогда попал под обстрел реакционеров, в прямом смысле этого слова, из-за знакомства с Валентиной Терешковой могло быть случайностью, но позднее, обдумав причины и последствия этого дела, пришел к выводу, что все вполне закономерно. В те годы в Аргентине я определенно, более чем когда-либо, выражал свои политические взгляды. Я общался с представителями профсоюзного движения и тесно общался с писателем Альфредо Варела, лауреатом Ленинской премии мира. Этот человек играл ведущую роль в делах Совета Мира Аргентины и именно с его помощью я стал членом Всемирного Совета Мира. В 1965 году я вылетел в Хельсинки для участия в конгрессе, посвященному вопросам мира во всем мире как представитель аргентинской делегации.

Таким образом, я впал в немилость в реакционно-настроенных кругах, но в то же время приобрел уважение многих аргентинцев. В годы президентства Артуро Иллиа царила атмосфера свободы и я, конечно, не испытывал каких-либо серьезных затруднений, мог свободно петь песни, записывать пластинки, мое имя возглавляло списки хит-парадов, я снялся в главной мужской роли в двух фильмах, открыто выражал свое мнение по политическим и социальным проблемам мира. Я выступал против форсированной правительством моей страны гонки ядерных вооружений, протестовал против бомбардировки Вьетнама, осуждал эксплуатационную политику, проводимую в Южной Америке монополистами моей страны.

Обо мне говорят как об американце, который воспользовался конституционным правом критиковать правительство, если оно нарушает интересы народа. У меня была возможность что-то сделать, и я ее реализовал. Кто-то, возможно, задумается, что же все-таки сделал этот Рид.

Я сразу же попал в поле зрения политической полиции за выступления в поддержку Советского Союза. И как бы это странно ни звучало, я могу сказать - враги человечества указали мне на то, что место человека в этом мире определяется его отношением к Советскому Союзу.


Арест певца за знаменитую стирку
флага США перед зданием посольства
в Сантьяго де Чили, 1970 год

После высылки из Аргентины Дин жил в Италии, а через пять лет вернулся в Южную Америку. Он очень любит этот народ и никак не может забыть. Он был поражен когда узнал, что военная диктатура наложила запрет на все прогрессивные организации и заставила молчать их членов и сторонников. Генерал Онгания даже издал закон, запрещающий проведение забастовок. Все эти действия вызвали решительное сопротивление со стороны аргентинских демократов и, прежде всего, рабочих.В это же время полиция расправилась и с бывшим президентом союза журналистов.

После длительного изгнания из Аргентины я считаю своим долгом выразить солидарность аргентинскому народу. В этом скромном акте солидарности проявилась моя любовь к аргентинцам. Вы должны знать, что в Европе у вас тоже есть сторонники и мы помним о ваших трудностях и о справедливой борьбе, которую вы ведете. Я заявляю вам - мы считаем военную диктатуру античеловечным явлением и осуждаем политический строй, существующий в настоящее время в Аргентине и Греции.

Я должен сказать, что если сегодня одному диктатору позволили безнаказанно втаптывать в грязь права аргентинского народа, то завтра может сложиться точно такая же ситуация в Италии или США.

Я думаю, что прогресс победит во всем мире и без моей помощи, но жизнь обретает смысл, только если я способствую его развитию".

Дин уверен, что его будут преследовать, но он верит - его выступление в защиту прав аргентинского народа даст толчок борьбе против военной диктатуры. Несмотря на то, что он долгие годы не имел возможности приехать в страну, его популярность не ослабела. Люди по прежнему слушают пластинки, по радио транслируются песни в его исполнении.

В этот же день через два часа после пресс-конференции его арестовывают прямо на улице и бросают в тюрьму Вила Девото. Один из агентов тайной полиции знает Дина еще с того времени, когда он пытался легально въехать в страну. Этому человеку было поручено проконтролировать высылку американца из Аргентины. "Привет, Дин,- говорит полицейский, - я так и знал, что мы снова встретимся". В его голосе нет гнева или злости, ему нравятся песни американца. В течение шестнадцати дней Дин полностью оторван от внешнего мира.

пред. стр. главная след. стр.
Сайт управляется системой uCoz